Учитесь правильно читать

Осипов Анатолий Владимирович,

кандидат технических наук


Несколько лет назад средства массовой информации усиленно призывали требовать у продавца при покупке товара сертификат соответствия. Прошли годы, и интенсивность этих призывов значительно ослабела. Тем самым, как можно предположить, компетентные органы, призванные стоять на страже интересов потребителя, признали, мягко скажем, недостаточную эффективность такого способа борьбы за качество.

В самом деле, продавец может предъявить покупателю по меньшей мере четыре самых различных по своей сути сертификата. Многие ли из вас, уважаемые читатели, могут без посторонней помощи разобраться в предъявленных вам документах. Видели ли вы когда-нибудь, как должен выглядеть сертификат соответствия, знаете ли вы что должно быть в нем написано? Боюсь, что нет.

Но самое главное, пожалуй, даже не в этом. Как ни парадоксально на первый взгляд это ни звучит, но наличие сертификата соответствия нисколько не гарантирует качества товара в широком смысле этого слова. Делая такое смелое утверждение совсем не обязательно иметь в виду подделку сертификатов, фальсификацию товаров и прочие деяния, относящиеся к области уголовного права. Сертификат соответствия не гарантирует покупателю ничего кроме безопасности товара при использовании. Что касается тех щедрых посулов, которыми нас щедро потчуют производители косметики, то они целиком остаются на их совести.

Что же остается делать в такой ситуации обычному покупателю, не отягченному гипертрофированной склонностью к сутяжничеству и ценящему свое свободное время? Лучше всего, научиться правильно читать.

Что под этим подразумевается? Прежде всего то, что внимательно читая информацию на потребительской упаковке косметического изделия вы, попрактиковавшись некоторое время в прикладной психологии, без труда можете определиться насколько честен в отношении вас производитель и насколько ему можно доверять.

Конечно же речь не идет о явной фальсификации товара, хотя вероятность появления таких продуктов на нашем рынке высока и покупателю следует постоянно быть начеку

Разговор пойдет о тех случаях, когда подлинность продукта сомнений не вызывает, но при внимательном прочтении кое-что написанное на потребительской упаковке начинает вызывать недоумение и “смутное сомнение”, как говаривал один из героев популярного комедийного фильма.

Чтобы избавиться от таких сомнений или наоборот утвердится в них, попробуем научиться правильно читать то, что производитель продукции предоставил вашему вниманию.

Для начала, очень полезно всегда иметь при себе расшифровку первых цифр штрих-кодов, в которых зашифрована страна-производитель товара. Если вам удалось найти несоответствие между штрих-кодом и теми данными о производителе, которые нанесены на упаковке, то уже одно это должно насторожить. Конечно же, возможны случаи, когда косметический препарат изготовлен в одной стране, а расфасован в другой, но это должно найти свое отражение на потребительской упаковке. Если же всего этого нет, и продавец, к тому же, проявляет свою полную неосведомленность в этом вопросе, смело проходите дальше. Вы ничего от этого не потеряете.

Если со штрих-кодом все в порядке, прочитайте назначение и способ применения косметического средства. К слову сказать, вся информация на потребительской упаковке должна быть выполнена на русском языке независимо от того, где произведен товар.

Можно ли доверять производителю косметики, если он недвусмысленно наделяет свое косметическое средство таким действием, которым обычная непрофессиональная косметика обладать не может в принципе, если он обещает разглаживание морщин, радикальное омоложение кожи или избавление от целлюлита? Уже доказано, что вклад косметических средств в борьбе с последним недугом даже по самым оптимистическим оценкам не превышает нескольких процентов. И что бы делала масса специалистов в области пластической хирургии, если бы крем от морщин, купленный вами в соседнем магазине за 40-50 рублей мог бы реально омолодить вашу кожу?

Богатую пищу для размышлений дает упоминание о гипоаллергенности продукта. При этом в состав косметического изделия могут входить мед, экстракты растений, ланолин, растительные масла, обладающие значительным сенсибилизирующим потенциалом. Отсутствие в таком продукте синтетических отдушек и красителем еще не является основанием, чтобы объявить такое средство гипоаллергенным.

Самую любопытную информацию можно почерпнуть, читая состав косметических средств. Если производитель пытается замаскировать его общими фразами типа: “поверхностно-активные вещества”, “консерванты”, “кондиционирующие добавки”, то тут возможны два варианта. Или данный продукт производят дилетанты, купившие по случаю рецептуру и стремящиеся скрыть ее от коллег-конкурентов. Ничего кроме улыбки такое объяснение вызвать не может, поэтому чаще всего такое описание состава имеет другое толкование. Такая маскировка состава очень удобна тем производителям, которые не планируют выдерживать постоянство состава выпускаемой продукции от партии к партии, заменяя по своему желанию консерванты и другие компоненты. Стоит ли говорить, что при таком указании состава, покупатель с аллергией к некоторым компонентам косметических средств может получить серьезную аллергическую реакцию. Покупки такой косметики лучше избегать.

Если же состав косметического средства прописан достаточно конкретно, стоит обратить внимание еще на одну немаловажную деталь. Производитель обязан указать на упаковке входящие в состав изделия ингредиенты в порядке убывания их содержания в конечном продукте. Исключение делается для тех компонентов, содержание которых в готовом косметическом изделии не превышает 1%. Конечно же, это исключение из общего правила на руку только производителям и сильно затрудняет задачу покупателя, желающего по надписи на потребительской упаковке определить по-настоящему действующие вещества. Тем не менее, дотошный читатель и из этой информации может выжать максимум возможного.

Подавляющее большинство косметических кремов, все шампуни, бальзамы для волос, косметические средства, пеномоющие средства состоят, в основном, из воды. Редким исключением являются косметические средства,

приготовленные на молочной сыворотке или других продуктах, которые более чем на 99% состоят из воды и заменяют ее в рецептуре косметических средств. Однако, такие рецептуры скорее редкое исключение, чем правило, и, следовательно, вода, как основной компонент этих косметических средств должна стоять на первом месте в списке ингредиентов. Если это не так, а вода сиротливо ютится в конце списка или вообще в нем отсутствует, то особого доверия такая информация не заслуживает. В случае если вода занимает надлежащее место в списке ингредиентов, то можно попытаться определить и примерное содержание биологически активных веществ в том же креме. Если они указаны впереди некоторых структурообразующих компонентов, как то стеарин, жирные спирты, эмульсионный воск, изопропилмиристат, содержание которых в креме обычно превышает 1%, то можно с большой степенью уверенности утверждать, что производитель не стремился сэкономить на этих добавках и стремился выработать продукт, оказывающий ощутимое косметологическое действие.

И уж совсем плохо смотрится список ингредиентов с грубыми грамматическими ошибками. “Вода дистилированная”, написанная через одно “л” наводит на мысль о том, что на таком предприятии может отсутствовать даже самое элементарное оборудование для очистки воды, не говоря уже о ее дистилляции. Когда вместо “карбамид” и “катон” читаешь “карбомид” и “котон”, вряд ли сделаешь заключение о высокой квалификации работников данного предприятия, а те выводы о качестве готовой продукции, которые напрашиваются сами собой, не очень благоприятны для производителя. Покупать такой товар здравомыслящему человеку не захочется наверняка.

Очень многое дотошному читателю может сказать срок годности косметического изделия. Особенно это относится к косметическим кремам. На зависть отечественным производителям, вынужденным уже долгое время в угоду требованиям действующего стандарта указывать на своей продукции срок годности – 12 месяцев. зарубежные фирмы наводнили прилавки наших магазинов аналогичной продукции со сроком годности два-три года, а иногда даже 5 лет. И лишь сейчас отечественные производители, получив в свои руки нормативные документы, делающие некоторое послабление в этой сфере, стали переходить на выпуск косметических кремов с повышенным сроком годности.

Хорошо это или плохо? Вопрос достаточно сложный, и ответ будет неоднозначным. С одной стороны и покупателю и продавцу выгодно иметь дело с косметическим продуктом с повышенным сроком годности. С другой стороны, мы все прекрасно знаем, что очень многие вещества природного происхождения, используемые в производстве косметики, имеют ограниченные сроки хранения и быстро приходят в негодность. Так, гарантийный срок хранения подсолнечного масла всего 4 месяца. Достаточно сложно предположить, что оно не теряет своих свойств ни через год, ни через два, ни через три после ведения в состав косметического крема. В обычных условиях масло прогоркнет и приобретет неприятный запах уже через 8-10 месяцев. Все эти процессы происходят и с косметическим кремом, поэтому чем больший срок его годности заявляет производитель, тем меньше будет в его составе биологически активных веществ, имеющих, как правило, небольшой срок годности, и тем больше в нем будет консервантов и антиоксидантов. Эти компоненты также разлагаются со временем, поэтому для обеспечения надежной защиты от порчи крема в течение гарантийного срока хранения, в него приходится вводить увеличенное количество этих вспомогательных добавок. Все это не делает косметические препараты с большим сроком годности полезнее для нашего здоровья.

Грамотная интерпретация любой информации, которую дает производитель – это и есть умение правильно читать.

А научившись это делать, вы избавите себя от многих неожиданностей и в очень многих случаях сбережете свое здоровье и душевное благополучие. Успехов вам на этом пути.